- КАСТА
КАСТА — сословие или раса, на которые распадается население на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в свои ряды. Наиболее древние К.: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (купцы) и шудры (ремесленники). Это деление общества было введено арийцами по мере возникновения угрозы смешения с коренным и новым пришлым населением Индостана. К. позволяли арийцам сохранить в своих руках власть в течение нескольких тысячелетий. Впоследствии количество К. значительно возросло. Главные характеристики индийской К.: эндогамия (заключение браков исключительно между членами К.); наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в другую К.); запрещение разделять трапезу с представителями других К., а также иметь с ними физический контакт; признание твердо закрепленного места каждой К. в иерархической структуре общества в целом; ограничения на избрание профессии; автономия К. в регулировании внутрикастовых социальных отношений. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н.э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей К., в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую К., тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. На протяжении всей индийской истории кастовая структура демонстрировала удивительную стабильность перед изменениями. Даже расцвет буддизма и принятие его в качестве государственной религии императором Ашокой (269-232 до н.э.) не сказались на системе наследственных групп. В отличие от индуизма, буддизм как доктрина не поддерживает кастового деления, но в то же время и не настаивает на полном уничтожении кастовых различий. Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырех варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных К. (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества. Индийским К. буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование К. делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе К. были опубликованы в 1931 (3000 К.). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы. Широко распространено мнение, что в современном индийском государстве К. утратили свое прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Позиция, занятая ИНК и правительством Индии после смерти Ганди, отличается противоречивостью. Более того, всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората придали новую значимость корпоративному духу и внутренней сплоченности К. Вследствие этого кастовые интересы стали важным фактором во время избирательных кампаний. Как организующая основа общества К. характерна для всей индуистской Индии, но имеется очень мало К., которые бы встречались повсеместно. В каждой географической области возникла своя, отдельная и независимая лестница строго ранжированных К., для многих из них не найдется эквивалента на соседних территориях. Исключение в этом региональном правиле составляет ряд К. брахманов, которые представлены на обширных пространствах и всюду занимают высшее положение в кастовой системе. В типичной сельской местности высший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10% населения. Среди этих брахманов присутствуют некоторое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в местных святилищах и храмах. Члены каждой брахманской К. заключают браки лишь в своем кругу, хотя возможна женитьба на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной подкасте из соседней местности. Брахманам не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать наделы, но только не пахать. Брахманам позволительно также работать поварами или домашними слугами. Брахман не вправе употреблять кушанья, приготовленные вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других К. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Члены К. вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну) придерживаются вегетарианства уже с 4 в., когда оно становится массовым; некоторые другие К. брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, входящих в рацион низших К. Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса, за исключением тех, которые считаются «нечистыми». Брахманы-священнослужители, а также члены ряда религиозных орденов часто узнаются по «кастовым знакам» — нарисованным на лбу белой, желтой или красной краской узорам. Но такие отметины указывают только на принадлежность к основной секте и характеризуют данного человека как поклоняющегося, например, Вишну или Шиве, а не как субъекта определенной К. или подкасты. Брахманы в большей мере, чем остальные, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, ученые, учителя и чиновники. Еще в первой половине 20 в. в некоторых районах брахманы занимали до 75% всех более или менее важных государственных должностей. В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности; так, они принимают деньги или подарки от членов других К., но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера. Среди брахманских К. нет полного равенства, но даже низшая из них стоит над остальными самыми высокими К. Вслед за брахманами наиболее видное иерархическое место занимают кшатрийские К. В сельской местности они включают, например, помещиков, возможно связанных с бывшими правящими домами (например, с раджпутскими князьями в Северной Индии). Традиционными в таких К. занятиями являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях и в войсках, но ныне эти К. уже не пользуются прежней властью и авторитетом. В ритуальном отношении кшатрии стоят сразу за брахманами и тоже соблюдают строгую кастовую эндогамию, хотя допускают брак с девушкой из более низкой подкасты (союз, называемый гипергамией), но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину подкасты ниже ее собственной. Большинство кшатрий употребляют мясо; они вправе принимать пищу от брахманов, но не от представителей каких-либо других К. Третья категория «дваждырожденных» К. включает торговцев, лавочников и ростовщиков. Эти К. признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским К.; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли. Члены вышеперечисленных «дваждырожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких К., называемых «чистыми» К. шудр. Хотя такие К. входят в четвертую варну, это не означает, что они занимают низшую ступень в социальной иерархии: существует много районов, где крестьянская К. благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий играет важнейшую роль в решении социальных и политических вопросов. В давнее время крестьянские К. шудр признавали политическое господство кшатриев, правивших в данной местности, но сегодня эти отношения отошли в прошлое, и превосходство помещиков-кшатриев признается лишь в ритуальном плане, и то не всегда. Крестьяне нанимают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию через членов торговых К. Отдельные индивиды из «чистых» шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, помещиков, торговцев. Все крестьянские К. эндогамны, и даже при примерно равном их статусе, как это наблюдается во многих районах, внекастовые браки не разрешаются. Правила, касающиеся приема пищи, у каст землепашцев менее строгие, чем у «дваждырожденных», они употребляют в пищу мясо. Их предписания оставляют также гораздо большее пространство для социальных актов, разрешая, например, замужество вдов и разведенных женщин, что строжайше запрещено в среде «дваждырожденных». Ниже тех шудр, которые заняты сельским хозяйством, стоят многочисленные К., профессия которых носит сугубо специализированный характер, но в целом считается менее почтенной. Это К. гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих К. положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом; впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством. Члены многих ремесленных и других профессиональных К. искони находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких К., которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой. Эта оплата производится каждым двором в деревне, запросы которого удовлетворяются данным представителем профессиональной К. Например, у кузнеца свой круг клиентов, для которых он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и другие металлические изделия, за что ему, в свою очередь, выдают определенное количество зерна. Те, чья профессия требует физического прикосновения к клиенту (например, парикмахеры или люди, специализирующиеся на стирке белья), обслуживают членов К. выше их собственной, но гончары или кузнецы работают на всю деревню, вне зависимости от того, к какой К. принадлежит клиент. Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, и, хотя эта работа очень важна для общины, те, кто ею занимается, считаются неприкасаемыми. Во многих отношениях они находятся за пределами индусского общества, их называли «отверженными», «низкими», «зарегистрированными» К., а Ганди предложил эвфемизм «хариджаны» («божьи дети»), который получил широкое хождение. Членам этих К. запрещается посещать дома «чистых» К. и брать воду из их колодцев. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких К. ближе установленного числа шагов. Характер кастовых барьеров таков, что считается, будто хариджаны продолжают осквернять членов «чистых» каст, даже если они давно оставили свое кастовое занятие и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, например земледелием. Хотя в других социальных условиях и ситуациях, например, находясь в промышленном городе или в поезде, неприкасаемый может иметь физический контакт с членами более высоких каст и не осквернять их, в своей родной деревне неприкасаемость неотторжима от него, чем бы он ни занимался. Различные профессиональные К. экономически взаимозависимы, и их функции скорее взаимодополняемы, чем конкурентны. Каждая К. имеет право выполнять определенные работы, заниматься которыми запрещено другим К. Ее члены в любой данной местности образуют обычно тесно спаянную группу родственников, которые не соперничают в борьбе за оказание услуг другим К., а по взаимному согласию делят между собой клиентуру. По этой причине они находятся в выгодном положении по отношению к членам К., стоящих на верхних ступенях кастовой иерархии, которым запрещено менять по своему усмотрению кузнеца, парикмахера или человека, стирающего им белье. Отсутствие конкуренции не относится к лицам, обрабатывающим землю. Хотя существуют традиционные крестьянские К., выходцы из которых никогда не станут гончарами или ткачами, землепашество не является исключительно наследственным занятием и представитель любой К. может заниматься обработкой земли. Всюду, где группа ремесленников становится слишком многочисленной и ей не хватает клиентуры, или где появление товаров машинного производства порождает безработицу, те, кто уже не может жить за счет традиционной профессии, как правило, обращаются к крестьянскому труду и становятся сельскохозяйственными рабочими либо арендаторами. Особые отношения по линии патрон — клиент между высшими, владеющими землей К. и профессиональными К. ремесленников и разнорабочих называются системой «джаджмани». Джаджману, что на хинди означает патрон-землевладелец, люди из других К. оказывают услуги в обмен на определенное количество зерна, получаемого ежегодно. Несколько каст называют «преступными», и до недавнего времени они находились под полицейским надзором. Часть из них все еще не оставила склонности к воровству и мелким правонарушениям. Однако есть и другие, которые даже называются каллары («воры»), но теперь перешли к земледелию, и за ними известны лишь отдельные случаи мелких краж. Каллары, одна из самых многочисленных каст южного Тамилнада, давно уже перешли к оседлому образу жизни. У них сохранились некоторые воинственные традиции, и их иногда нанимают сторожами, поскольку знакомство с воровскими приемами помогает им охранять чужое имущество. Маравары, компактно живущие в штате Тамилнад, одно время были профессиональными грабителями и наемниками, но и они с годами обратились к земледельческим занятиям. Жесткая иерархия и экономическая взаимозависимость К. имеют самое тесное отношение к тому факту, что К. и подкасты эндогамны и представляют собой наследственные группы. Однако на практике человек из высокой К. может быть принят в более низкую касту. Так, в случае отступающего от правила неравного брака между членами двух разных К. лицо, которое выше по статусу, не имеет иного выбора, как проситься в среду его (или ее) спутника жизни. Такая мобильность всегда однолинейна и направлена сверху вниз. В основе идеи соблюдения социальной дистанции между К. лежат концепции осквернения и ритуальной чистоты. Многими видами деятельности, от отправления религиозных обрядов и вознесения молитвы до приготовления пищи, дозволяется заниматься только в состоянии ритуальной чистоты. Так, человек, принадлежащий к высокой К., может быть осквернен не только преднамеренным действием, например сексуальной связью с неприкасаемой, но и непредумышленно, в частности, съев пищу, приготовленную лицом с более низким ритуальным статусом, или даже разделив трапезу с лицом другой высшей К., утратившим, однако, свою ритуальную чистоту. Осквернение заразно, и семья или кастовая группа обязаны не терять постоянной бдительности в отношении любого контакта с потенциальным носителем скверны. Члены К. в высшей степени нетерпимы к отклоняющемуся от нормы поведению со стороны собратьев по К. и отлучают любого, кто не соблюдает принятых норм. Большинство К. имеет свои региональные советы, которые занимаются вопросами, затрагивающими благосостояние и особенно престиж К. Эти советы функционируют также как судебные инстанции и имеют право расследовать и наказывать за проступки, при необходимости изгоняя нарушителя из К. Возвращение в нее возможно во всех случаях, кроме особо вопиющих, при условии уплаты нарушителем штрафа и прохождения им обряда очищения. Будучи предельно строгими относительно соблюдения правил и запретов внутри собственной К., индусы обычно терпимо относятся к нормам поведения, принятым в других К. Индийская кастовая система распространена по всей стране, за исключением нескольких окраинных племенных районов, например Нагаленда. Она преобладает также на большей части территории Непала, куда иммигранты из Индии принесли с собой социальный порядок, в принципе повторяющий тот, что существовал в средневековой Индии. На кастовой основе во многом организовано и коренное население главных непальских городов, где проживают невары, но идея К. не распространилась на народности горных районов и приверженцев тибетского буддизма. В Бангладеш кастовая система продолжает функционировать в среде сохранившихся там индуистов, и даже в мусульманской общине страны существует аналогичная стратификация. В Шри-Ланке буддисты-сингалы и индуисты-тамилы тоже расколоты на касты. Хотя на острове нет брахманов или других «дваждырожденных», здесь, как и в Индии, сохраняются разделение труда по кастовому признаку и взаимные обязательства ритуального и экономического свойства. Вне Индии идеи и практика, заложенные в кастовой системе, господствуют, нередко в модифицированной и ослабленной форме, всюду, где осело значительное число индийцев, например в Малайзии, Восточной Африке и на Фиджи.
Юридическая энциклопедия. 2015.